На сегодняшний день разработано множество электронных учебников на совершенно разные темы, удобные и для домашнего обучения, и для использования в образовательных учреждениях. Такие учебники позволяют определить один из путей индивидуализации обучения - предоставление учащемуся возможности выбора скорости, объема подачи материала, стратегии обучения в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.
Электронные учебники существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а, как известно, чем интереснее представлен материал, тем интереснее его изучать. Поэтому возможности электронных учебников не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика.
Интерактивный электронный учебник по информатике выполнен на базе Web-технологий. В учебнике выделены изучаемые темы, разбитые на уроки, связанные по иерархическому принципу; большинство тематических разделов имеют поддержку в виде лабораторных работ; для каждого тематического раздела составлены контрольные вопросы. Оценка знаний (по каждой теме) может быть выполнена с помощью системы тестирования.
Примеры решения задач, снабженные подробными комментариями и большим количеством иллюстраций, ориентированы на пользователей, обладающих минимальным опытом работы в среде Windows. Учебник является не просто сборником теоретических сведений, но и платформой для формирования навыков и умений (лабораторные работы), проверки знаний (тестовая система, контрольные вопросы).
Большинство электронных средств обучения ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, разработчики стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово "мультимедиа", описывающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется при осуществлении собственных разработок. Рассмотрим мультимедиа и его особенности более подробно, обращая особое внимание на специфику создания мультимедиа-средств обучения.
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
Как правило, большинство электронных средств обучения основываются не только на использовании разнотипной наглядной информации, но и строятся нелинейным образом за счет введения ссылок, связывающих между собой отдельные содержательные элементы, входящие в средство обучения.
Большинство мультимедиа средств обучения имеет систему навигации по содержательному наполнению, основанную на механизме ссылок. В связи с этим такие понятия как мультимедиа, гипертекст и гипермедиа оказываются тесно связанными.
Благодаря широкому распространению WWW (всемирная компьютерная сеть, совокупность документов и мультимедиа-ресурсов, опубликованных в сети), гипертекстовую технологию знают, или, по крайней мере, используют все, кто работает на компьютере.
При создании электронного учебника, как правило, значительная часть работы приходится на подготовку тестов. Несмотря на свои существенные положительные и отрицательные стороны, именно тестовые технологии измерения и контроля, являясь наиболее формализованными, чаще всего используются при создании электронных средств обучения.
Тест достижений (тестирование) - набор тестовых заданий, имеющих целью оценить степень усвоения знаний обучаемого в конкретной предметной области. Важнейшие критерии эффективности тестов вообще и тестов достижений в частности - соответствие содержанию и требованиям стандарта, надежность и обоснованный выбор шкалы оценивания результатов тестирования.
Кроме выполнения аттестационной функции и функции проверки качества обучения с использованием ЭСО разработка и периодическое использование подобных контрольно-измерительных материалов в ходе учебного процесса приводит также к реализации обучающей и мотивационной функции.
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
- быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;
- объективность в оценке;
- конфиденциальность при анонимном тестировании;
- тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию.
- позволяет учителю наиболее эффективно организовать контроль усвоения предмета информатики с минимизацией времени, затрачиваемого на проверку знаний, и индивидуальным подходом к каждому ученику.
Важнейшим достоинством тестирования, проводимого с использованием компьютеров, является моделирование тестовых заданий, оперативность при проведении итогов и их опубликования, меньшая трудоемкость при редактировании тестов, простота и экономичность их тиражирования, возможность осуществления самоконтроля и т.д. На этапе разработки тестовых заданий нужно уделить основное внимание именно моделированию тестовых заданий, что позволит реализовать индивидуальный адресный подход к каждому обучаемому, обеспечит уникальность тестовых заданий и повысит значимость оценки, заслуженной в ходе тестирования с использованием электронных средств обучения.